12 марта в эфире "Радио России", ТРК "Дальневосточная компания", "Радиовестник Нижнеамурья" прозвучала новая беседа епископа Аристарха "О любви".
С 18 февраля 2013 года Викариатством возобновлена традиция выхода православных программ в эфир. Беседы на различные темы будут выходить дважды в месяц на "Радио России", ТРК "Дальневосточная программа", "Вестник Нижнеамурья", со вторника по пятницу с 6-45 до 7-00 часов.
Нельканская церковь младшая сестра столичного Храма Христа Спасителя, так как «отцом» обоих храмов был знаменитый архитектор Константин Тон, именно по проекту этого архитектора Якутская епархия построила в Нелькане церковь; в годы становления Советской власти священник Нельканской Благовещенской церкви Михаил Голомарев самолично составлял опись конфискуемого имущества, так как председатель правления СовРевКома был неграмотным; почти 70 лет в здании бывшей церкви располагался клуб и под ее сводами пели агитбригады «красной яранги», а на макушке вместо сброшенных крестов возвышался люминесцентный фонарь; здесь пытались в годы перестройки разместить краеведческий музей и только волеизъявление нельканских жителей под руководством удивительнейшей женщины Лидии Варовой смогло вернуть зданию первоначальное предназначение - оно снова становится Церковью.
Нельканская церковь Благовещения Божьей Матери может «похвалиться» известными проповедниками православной веры , которые не боялись отдаленности, труднодоступности и помогали местным жителям с верой преодолевать трудности суровой жизни. В 1864 году Нельканскую часовню осматривал сам архиепископ Камчатский и Алеутский Иннокентий, который по предписанию Синода шел из Якутска для обозрения Охотских и Камчатских церквей. Ее построили на пожертвования местных жителей и служивых людей, в списке которых голова Эжанского рода Александр Карамзин, начальник Аянского порта Кашеваров, казак Иннокентий Решетников, Егор Новогородов, сын Прокопия Новогородова, того казака, который вместе с Григорием Ципандиным в 1818 году организовали запасный магазин и с этого момента жизнь в урочище Нелькан ни на один день не прекращалась…
Как есть и другие «знаки преткновения», которые и в эти пасхальные дни будут доступны для всеобщего обозрения на колокольне Храма, свидетельствующие о годах атеистического воспитания и испытания Веры. Впервые об этом публикация.
Святительство Мелетия, епископа Якутского и Вилюйского.
В ходе восстановления Храма, когда пришлось в 2002 году менять фундамент и выправлять наклонившееся здание церкви, был найден у восточной стены закладной камень. На котором были выбиты такие слова: «во имя Отца и святого Духа основана сия церковь в честь и память Благовещенья Пресвятой Богородицы при державе благочестивейшего и самодержавнейшего господина нашего императора Николая II в святительство Мелетия, епископа Якутского и Вилюйского в лето от Рождества по плоти Бога Слова 1914 августа 26 дня. Аминь». Завершение строительства и освящение церкви состоялось в 1915 году.
Кто такой был Мелетий, епископ Якутский и Вилюйский? Мы стали интересоваться и оказалось, что епископов Якутских и Вилюйских Мелетиев было два: Мелетий I, еп. (1889-1896 годы), Мелетий II, еп. (1912-1915 годы). Судя по информации закладного камня Нельканской Благовещенской церкви строительство храма начиналось во время святительства Мелетия II. Но в Нелькане ранее была построена часовня, а затем церковь, которая погибла во время пожара в декабре 1910 года. Это время пришлось на годы епископства Мелетия I. Время было особое для данной территории: освоение земель, открытие хлебозапасных магазинов для обеспечения местного населения, открытие церковно-приходских школ, работа Аянского тракта и деятельность Российско-Американской компании… Дело в том, что сама территория Нелькана относилась к Якутской губернии, а Нельканская церковь к Якутской епархии. Еще в 1892 году было создано Якутское церковное братство во имя Христа Спасителя, цель которого была сбор средств для организации и финансирования церковноприходских школ и школ грамоты Якутской епархии. Председательствовал епископ Мелетий. Попечителями братства были обер-прокурор синода К.П. Победоносцев, губернатор В.Н. Скрыпицын и иркутский генерал-губернатор А.Д. Горемыкин. Среди задач братства – распространение русского языка и грамотности, снабжение школ книгами и учебными пособиями, в том числе на якутском языке. «Усвоение русского языка будет ключом ко всем сокровищам премудрости и знаний, заключающихся в Слове Божием и науках, процветающих в нашем возлюбленном Отечестве», – писал Мелетий, Епископ Якутский и Вилюйский (Записка о введении русской грамотности между инородческим населением Якутской области, 1895 г.).
Сам Епископ Мелетий I, в миру Яки?мов Михаил Кузьмич, был родом из Вятской губернии, 1835 года рождения. Нелькану вообще повезло с вятскими - в советское время по сути ангелом –хранителем здания церкви стала Серафима Смирнова- председатель сельского совета, которая, чтобы уберечь здание от разрушения взяла его на баланс администрации под видом сельского дома культуры.
Удивительна судьба епископа Мелетия. Он родился в семье священника закончил Вятскую духовную семинарию. Был учителем по священной истории и нотному пению и надзирателем в Вятском духовном училище. Затем поступил в Казанскую духовную академию. 1 февраля 1859 года пострижен в монашество с именем Мелетия. В 1861 году в наказание за служение панихиды по крестьянам села Бездна Спасского уезда Казанской губернии, убитым при усмирении их волнения, он был исключён из Казанской духовной академии (по этому же делу был арестован профессор Казанского университета, преподаватель русской истории духовной академии А. П. Щапов) и сослан в Посольский Спасо-Преображенский монастырь (современная территория Бурятии) Иркутской епархии для участия в деятельности миссии. Сначала был определен миссионером в Селенгинское бурятское ведомство и 3-ю конную бурятскую бригаду Забайкальского казачьего войска. В 1862 году рукоположён во иеромонаха. В 1865 году получил степень кандидата богословия. 1878 года — назначен епископом Духовной миссии в пределах Забайкальской области, центр которой находился в Чите. 5 июля 1889 года назначен епископом Якутским и Вилюйским. В Якутск прибыл 16 сентября.
В те годы большой проблемой Якутской епархии была ситуация с больными проказой, живущих изолированно далеко в тайге. Мелетий детально ознакомился с условиями жизни прокажённых и написал и опубликовал в Якутских епархиальных ведомостях статью «Проказа в Вилюйском округе». Общественная реакция на эту статью была значительной. К борьбе с проказой подключились российские и зарубежные добровольцы и жертвователи. В Якутск приехала сестра милосердия из Англии Кэт Марсден, имеющая опыт лечения прокажённых. Из Москвы для работы с прокажёнными приехали три сестры милосердия и опытный врач Д. С. Гимер.
Мелетий продолжил дело построения храмов. За время нахождения на якутской кафедре он освятил 14 новых церквей. Им было учреждено в Якутске церковное братство во имя Христа Спасителя. Было построено новое здание с домовой церковью для женского Епархиального училища (1892). При активном участии и попечительстве Мелетия в Якутске появился областной музей. Особая заслуга епископа Якутского и Вилюйского Мелетия в организации просвещения среди местного населения и открытии большого числа церковно-приходских школ. При этом не в императивном порядке, а с учетом особенностей, менталитета, культуры местного населения. Епископ Мелетий отстаивал идеи просветительской деятельности с переводом на якутский язык русской письменности. Споры в те годы были очень жаркими, как в прочем имеют место быть они и сегодня, на предмет надо ли вести преподавание в школах на родном языке. Как писал Мелетий « Люди, незнакомые с особенностями быта инородцев, воображающие, что они все знают господствующий язык Империи, считают излишним останавливаться на инородческихи языках. Проповедь говорить по-русски, без перевода, значило бы говорить на воздух. А потому священники – урожденцы Якутской области, как знающие этот язык не хуже своего родного – всегда говорят по-якутски и слушатели остаются довольны и благодарны таким пастырям».
В Нелькане на базе церкви в 1902 году была открыта церковно-приходская школа, учительствовал в которой священник Василий Мальцев. В ней учились как дети местных купцов, так и тунгусские дети, чьи родители обслуживали Аянский тракт и жили в Нелькане. В материалах экспедиции 1903 года горный инженер В. Е. Попов так описывает первый храм знаний в Нелькане: « Селение Нелькана состоит из 12-15 домов, расположенных покатом к реке берегу Маи. Выше по склону горы вытянулась параллельно реке единственная улица, с небольшими рубленными домиками; еще выше за линией домов, небольшая церковь, еще не вполне отстроенная. Возле церкви большой, отстроенный в этом году, дом для церковно-приходской школы, помещавшейся до сего времени в доме священника отца В. Мальцева.» В 1903 году среди 245 эвенков грамотных было 2 человека. Специально для церковно-приходской школы был построен большой дом. С одной стороны было учебное помещение, с другой стороны жилые квартиры в два этажа. Школа была просторной, с огромной печью в центре и бывали дни, когда на ней грелись по 10-12 ребятишек». Когда пришла Советская власть и в 1926 году было принято решение об организации сельской избы-читальни, церковно-приходская школа приютила первых школяров. Дети учились в ней с 1927 по 1933 года, пока не была построена новая школа на берегу Маи.
Мелетий I в 1896 году получил назначение на Рязанскую епископскую кафедру и убыл из Якутской губернии. Во время начала строительства новой церкви в Нелькане епископом Якутским и Вилюйским был Мелетий II, в миру - Заборовский Михаил. В 1920 году он убыл с отрядами атамана Семёнова в Китай под натиском Красной армии; с 1929 года был епископом Харбинский и дальнейшая его судьба связана с Харбинско-Манчжурской епархией.
В эти особенные дни не вспомнить о людях, несших слово Божье людям, просто непозволительно. Особенно о тех, кто делал это с большой настоячивостью, несгибаемой верой. Это было нелегко в прямом смысле: как писал Мелетий I «при разбросанном населении на сотни вёрст во все стороны, не имели возможности учить своих детей. В этом особенность Якутской территории — отсутствие путей сообщения.» Это было трудно еще и потому, что «всякий народ образуется сообразно его внутреннему складу и способностям, не отрываясь от родной почвы. Следовательно и просветители нужны для него из ведомых ему и стоющих полного его доверия деятелей, у коих дело и слово не расходилось бы, а живо и действительно укладывалось бы в строй жизни».
Татьяна Фонова