12 марта в эфире "Радио России", ТРК "Дальневосточная компания", "Радиовестник Нижнеамурья" прозвучала новая беседа епископа Аристарха "О любви".
С 18 февраля 2013 года Викариатством возобновлена традиция выхода православных программ в эфир. Беседы на различные темы будут выходить дважды в месяц на "Радио России", ТРК "Дальневосточная программа", "Вестник Нижнеамурья", со вторника по пятницу с 6-45 до 7-00 часов.
--------------------------------------------------------------------------------------------------------
Интервью газете "М-Пресс"
Сокровищница духовной жизни
В конце прошлого и в начале этого года в Москве происходили события, напрямую связанные с будущим метрополии Хабаровского края. 31 декабря 2011 года в Храме Христа Спасителя Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил чин наречения в епископы трех священнослужителей. Одним из них был архимандрит Аристарх. А 25 января текущего года он был возведен в сан епископа Николаевского, викария Хабаровской епархии. Сегодня владыка Аристарх служит в Свято-Никольском храме Николаевска. С ним наше интервью.
- Владыко святый, скажите, пожалуйста, то, что в Николаевске появился священнослужитель столь высокого сана, связано ли это с процессами преобразования в Русской Православной Церкви?
- Преобразования начались еще в 1988 году, тогда отмечалось тысячелетие крещения Руси. Позже появилась новая редакция Устава Русской Православной Церкви. В настоящее время одним из важнейших направлений деятельности Церкви является развитие отдаленных регионов России. Для повышения ее нравственного и духовного уровня поставлены епископы там, где раньше их не могло быть. Ставится задача «укрепления наших восточных рубежей» - так выразился Святейший патриарх Кирилл при направлении меня на это место служения. «Не только силою стен и количеством ратников удерживаются крепости, но и силою духа ее защитников», - сказал он.
В наш агрессивный век вторжения греха и соблазнов во все сферы деятельности человека и, что страшнее, в его душу, - все это может лишить наш народ будущего. Защитить наши устои, нашу государственность, нашу нравственность – сегодня это стало главной заботой Русской Православной Церкви. Не будет православия – не будет и России. Поэтому Церковь претерпевает нападки со стороны тех, кто по велению или неведению старается превратить народ в инертную массу, неспособную ни к чему.
- Какие шаги Вы намерены предпринять, чтобы следовать установкам Святейшего патриарха Кирилла?
- Наше Николаевское викариатство малочисленное и чрезвычайно труднодоступное для передвижения. Но и здесь живет русский народ, которому требуются слово божие, божественное утешение, таинства Церкви: крещение, венчание, соборование, исповеди, причастия, миропомазания. Всего этого население викариатства лишено на 80%. Нет приходов, не хватает священников, и те, кто были, быстро сменялись. Общими усилиями с администрацией Николаевского района будем налаживать духовную, просветительскую, миссионерскую, воспитательную, культурную деятельность отдаленных уголков Николаевского района. Я просил главу С.Н. Лысакова, когда он будет выезжать в район, чтобы он брал и меня. Надеюсь, что буду услышан.
В состав викариатства входят еще территории Аяно-Майского, Тугуро-Чумиканского, Охотского районов, и там нам надлежит создавать новые приходы, рукополагать священников из числа уважаемых местных жителей, готовых служить богу. Для этого в викариатстве будут организованы курсы подготовки священнослужителей, чтобы по возвращении они могли возглавить приходы и наладить духовную жизнь даже там, где население очень небольшое. В дальнейшем они смогут продолжить свое образование на заочном отделении Хабаровской духовной семинарии.
Пользуясь возможностями газеты, обращаюсь с предложением к желающим послужить богу в качестве священников и катихизаторов, приходите ко мне в Свято_Никольский храм на собеседование. Скоро уже будут создаваться первые группы.
Многое придется сделать и в самом Николаевске: построить епархиальное управление, создать еще приходы, организовать кружки и клубы по интересам.
- Какие Ваши первые впечатления от города, храма, паствы?
- Храм для собора может быть и маловат, но вполне уютный. Но нужны дополнительные помещения: расположить воскресную школу, трапезную для сотрудников, чтобы было где собраться и провести беседу. Сейчас по воскресеньям в 17 часов я читаю книгу о наших современниках, которые не причислены к святым, но таковыми являются по своим делам. Это и Иоанн Крестьянкин, и Павел Груздев, с которым я несколько раз беседовал; и Анатолий Сурожский – все они прошли через испытания. Это искренние люди, чистые душой, им хочется подражать за их подвижничество и наша задача сделать так, чтобы человек не просто прочитал молитву, положил крестное знамение, а рос духовно.
Впереди самый большой и светлый праздник – Пасха. Я приглашаю всех в храм, чтобы собраться вместе, стать сопричастными Восресения. Это праздник всепобеждающей жизни, она неучтожима, это божий дар. Церковь призвана помогать людям быть людьми.
- С нового учебного года в школах вводится преподавание истории религии. Как Вы к этому относитесь, Владыко святый, и могли бы священнослужители проводить некоторые уроки по данной теме?
- Преподавать в школах должны педагоги. Но это, однако, не будет препятствием, чтобы эти учителя привели бы детей на экскурсию в храм. И здесь нет никакого ущемления свободы и совести, вероисповедания. Наоборот, это реализация свободы совести. Никто никого насильно не заставляет молиться, тем более в школе. Молиться надо в храме. Здесь же совершаются таинства, в том числе причастие, чтобы мы могли стать причастными Иисуса Христа.
Уроки истории религии позволят стать более просвещенными. Школьники узнают о православии, иудаизме, буддизме, исламе. Но есть курс под названием светская этика, мне кажется, что это размытое понятие. Скажу больше, знакомясь с этим курсом, придешь в недоумение: о чем там речь. И многие родители выбрали этот курс, думая, что их ребенок лучше адаптируется в светской среде. Не надо путать с этикетом! У детей этот предмет может вызвать отвращение к духовной жизни своей непонятностью. Я за то, чтобы ребенок получал конкретные, понятные знания. Иначе проку для нравственного воспитания не будет.
- Читателям нашей газеты будут интересны некоторые факты Вашей биографии. Расскажите, пожалуйста, о себе.
- Я родился в семье священника. Жили мы в Подмосковье, в 70 км от столицы. После школы закончил медицинское училище, потом служба в армии. После армии встал вопрос об определении жизненного пути: поступать ли в медицинский институт или в духовную семинарию. Я выбрал семинарию. К такому решению я пришел сам, семья не оказывала на меня давления. Я знал и светскую жизнь, и церковную, поэтому выбор сделал не с закрытыми глазами.
Пошел учиться в Московскую семинарию при Троице-Сергиевой лавре. Потом поступил в духовную академию.
И опять передо мной встал вопрос о выборе моего теперь уже церковного пути: или же ниться, либо принять монашество. Я был знаком с людьми, которые ушли в монашество. Они мне сказали: «Не спеши, присмотрись». Я пошел послушником в Тоице-Сергиеву лавру, потом принял постриг. Рукоположили меня сначала в дьяконы, потом в священники. В лавре открылось подворье, назначили настоятеля, а ему в помощь нужен был иеромонах. Меня и назначили, служил я несколько лет.
С владыкой Марком я был знаком, нас вместе постригали в монашество. Когда после принятия епископства его направили в Хабаровск, он пожелал, чтобы я ему помогал. Обратился к патриарху, который и выписал указ о моем новом назначении. И вот уже 16 лет я на Дальнем Востоке. Служил в Хабаровске, потом в Биробиджане, в Эльбане. И вот сейчас я здесь.
- Надолго?
- Не я выбираю, где и сколько мне служить. Город мне нравится. Мне вообще нравятся небольшие города. Люди здесь проще, их легче можно объединить общей целью. Поэтому здесь церковь быстрее может стать своеобразной точкой роста, вокруг которой люди могут объединиться по интересам, а не только по православию. В храм люди придут не только помолиться. Сейчас в храме – и патриарх на это делает акцент – люди могут собраться, чтобы делать общее дело: помогать нуждающимся, объединить детей по их интересам. Одним словом, чтобы люди видели рядом людей, могли найти себе друзей. Церковь – это сокровищница духовной жизни. Понимание этого приходит к тем, кто дает себе труд размышлять. Но церковь не отталкивает никого, кто нуждается в понимании, заботе, кто приходит сюда за утешением.
Людмила Попова